Ремонт котлов отопления

Любой котел отопления хорош, пока работает безупречно и дает тепло в дом. Однако не всякий теплогенератор способен прослужить десятилетие без проблем, даже при условии соблюдения всех требований по эксплуатации. Со временем техника изнашивается, требует больше внимания к себе, регулярного обслуживания. В конечном счете, практически всегда пользователи стакиваются с тем, что нужен ремонт котлов отопления. Вопрос заключается в том, как можно отсрочить проблемы с работоспособностью котла,  и что делать, если проблема уже появилась, особенно в разгар отопительного сезона.

как предотвратить поломку и последующий ремонт котла отопления

Техническое обслуживание

Проще не допустить поломку. Выполнять все предписания производителя и создать идеальные условия эксплуатации котла отопления. Это предельно просто реализовать на практике. Регулярное техническое обслуживание позволяет предупредить поломки, связанные с износом функциональных частей котла, а также существенно продлить срок службы котла с минимальными вложениями.

Любое котельное оборудование следует ставить на учет и обслуживание. Часто это сводится к постановке галочки в бумагах местного газораспределительного оператора или энергосбыта для электрических котлов, а то и коммунальных хозяйств в случае твердотопливных котлов. Иногда люди попросту игнорируют требования производителя по обслуживанию и надеются на собственные силы в случае проблем.

По правильному следует найти на сайте производителя список сертифицированных сервисных центров, выбрать ближайший и обратиться в него для заключения договора по установке и обслуживанию оборудования.

Техническое обслуживание делится на периодическое (один-два раза в сезон) и капитальное, выполняемое раз в три-пять лет.

сервисное обслуживание котла отопления нужно проводить в срок

Регулярное обслуживание включает в себя:

  • внешняя чистка котла;
  • чистка топочной/газовых горелок/ТЭНов;
  • проверка наличия тяги и работы дымоотводящей системы;
  • проверка работоспособности датчиков, клапанов и средств защиты;
  • настройка или корректировка установок.

Важнейший этап периодического ТО – проверка работоспособности защитных механизмов. В обычном режиме работы они не задействованы, так что очень важно знать, насколько они адекватно сработают в случае аварии или внештатных ситуаций.

Капитальный осмотр и ремонт предполагает:

  • замену узлов с ограниченным сроком службы;
  • чистку теплообменников с промывкой;
  • замену прокладок, уплотнителей, которые могли в ходе эксплуатации потерять форму или работоспособность.
Своевременная реакция и регулярное обслуживание обеспечит длительный срок службы оборудования. Главное, что таким образом устраняется риск крупных поломок в отопительном сезоне.

Как выбрать сервисную организацию

Первым делом следует зайти на сайт производителя котла и ознакомиться со списком представительств и сертифицированных сервисных центров. В большинстве случаев крупные компании организуют плотную сеть представительств для обслуживания всех установленных котлов отопления.

проверка работы электроники котлаСертификация говорит о том, что работники центра прошли специальную подготовку на базе производителя и со всем необходимым набором инструментов для ремонта и диагностики оборудования. Они в точности знают, на что следует обращать внимание и в какой последовательности необходимо выполнять разборку и диагностику котла.

Даже если по близости нет сервисного центра, и по расходам регулярное обслуживание выходит слишком накладным, можно ограничить частоту приезда мастера, например один раз в году для профилактического осмотра и подготовки к отопительному сезону.

В ходе предварительной консультации, а также на основании инструкции к котлу прочие работы по обслуживанию можно выполнить самостоятельно. Это касается подготовки котла в межсезонье, периодическая чистка камеры сгорания или внешняя чистка горелок и теплообменника, проверка и чистка дымоотводящего канала.

Частые поломки

При значительном различии в технической реализации, котлы на одном  том же виде топлива работают по схожему принципу и имеют одинаковый набор функциональных частей:

  • горелка/камера сгорания;
  • теплообменник (и);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный бак;
  • фильтры (по воде, по газу, воздушные);
  • система отвода продуктов горения;
  • группа безопасности.

Запальник и горелка часто забиваются из-за плохого качества магистрального газа, который поставляется в частные дома и квартиры. Нужно регулярно проверять фильтр по газу и продувать с помощью пылесоса форсунки перед началом нового отеплительного сезона.

С теплообменником связаны две возможные проблемы. Засорение внешней части, когда зола и продукты горения оседают на пластинах и перекрывают поток горячего воздуха, возникает, только если была неправильно настроена горелка с самого начала. Внутренняя часть теплообменника зарастает накипью, только если используется неподготовленный теплоноситель.

обслуживание теплообменника газового котла
Теплообменник ДО и ПОСЛЕ промывки и обслуживания

С циркуляционным насосом возникает немало проблем. После длительного простоя ротор может заклинить из-за солевых отложений. Скопившийся в стакане статора воздух может полностью блокировать работу насоса и стать причиной его перегорания. Достаточно следить за его работой и регулярно проверять работу воздухоотводчика.

Расширительный бак в закрытых системах отопления довольно часто может провоцировать падение давления в системе. Причиной становится падение давления в воздушной части бака. Поэтому перед тем, как доливать воду, нагоняя требуемые 1,5-2 бара в контуре, следует проверить и при необходимости повысить давление в расширительном баке. Для этого используется обычный автомобильный компрессор.

Если теплоноситель имеет примеси или в принципе не очищался перед запуском в систему, а также после значительного срока эксплуатации, фильтр грубой очистки, устанавливаемый перед циркуляционным насосом, скорее всего, забьется. Это сказывается на скорости циркуляции и вызывает перегрев теплоносителя в котле, при том, что батареи становятся холодными.

Все вышеописанные проблемы возникают чаще из-за нарушений правил эксплуатации. Однако зарастание дымохода в котлах с открытой камерой сгорания зависит во многом от переменчивых внешних факторов, что проследить или хотя бы контролировать бывает весьма сложно. Сигналом об отсутствии тяги может быть показания датчика ионизации или же регулярное затухание горелки без видимых причин. В первую очередь следует проверить состояние дымохода и при необходимости прочистить его.

Рекомендации при поломке

Хуже, когда в разгар отопительного сезона батареи вдруг становятся холодными. Котел останавливается. Однако бить в набат и паниковать не следует. Достаточно поступить последовательно и взвешено, чтобы устранить проблему еще до того, как в доме станет холодно. После обнаружения проблемы с отоплением имеется как минимум 5-7 часов в запасе для устранения неполадки.

В первую очередь следует отключить котел от электропитания и перекрыть вентиль подачи газа или затушить пламя в камере сгорания. Уже после этого переходим к другим задачам.

Следует свести к минимуму теплопотери в доме. Закройте створки окон и форточки, оставьте минимум для вентиляции, например несколько створок в дальних от вытяжки комнатах на микропроветривание. Меньше открывайте выходную дверь.

В 90% случаях проблему с котлом поможет решить инструкция от производителя. В ней указан оптимальный набор информации для диагностики работы котла и действия, которые может выполнить пользователь самостоятельно для решения проблемы.

Обычно список рекомендуемых действий содержит:

  • Проверку наличия напряжения на линии питания, проверка защитных автоматов, УЗО и, в крайнем случае, предохранителей в самом котле.
  • Проверку наличия давления в газовой трубе.
  • Проверку тяги в дымотводящем канале.
  • Проверку давления по теплоносителю.
  • Перезагрузка котла, для чего достаточно выключить питание и вновь запустить через 5 минут.

Выявленные отклонения и проблемы решаются по мере возможности, и котел вновь запускается. Если обогрев не возобновился, то котел вновь обесточивается и перекрывается доступ топлива, вызывается мастер сервисного центра, в котором котел стоит на учете.

Пытаться чинить современный котел, собственными силами, выходя за пределы рекомендованных производителем действий, сулит еще большими проблемами, так что всегда лучше положится на специалиста. Опыт и хорошо продуманный алгоритм диагностики и ремонта позволит сервисному работнику в считанные минуты определить причину поломки и на этом основании предложить адекватные варианты решения проблемы.

Когда возникают проблемы с давлением в закрытом контуре отопления, следует в первую очередь проверить состояние расширительного бака, а уже после переходить к рекомендованному дополнению объема жидкости в трубах. Совет актуален, если проблема возникла не внезапно, а по нарастающей постепенно. Производители котлов часто игнорируют тот факт, что в расширительном баке давление в воздушной камере может падать, например,  как в обычной автомобильной шине.

Для контроля давления в расширительном баке следует выполнить следующие действия:

  1. Выключите котел и циркуляционный насос.
  2. Слейте небольшое количество теплоносителя, чтобы давление снизилось до значения 0-0,5 бара.
  3. Проверьте давление в воздушной камере расширительного бака. При необходимости поднимите его с помощью компрессора до значения 1,4-1,5 бара или в соответствии с указаниями, отмеченными в проекте отопительной системы.
  4. Долейте воду в контур отопления, подняв давление до номинального.

До приезда ремонтной бригады не нужно сливать теплоноситель из системы, чаще это не требуется, зато после восстановления работоспособности котла повторное заполнение попросту займет массу времени, за которое температура в доме снизится ниже критической отметки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector