На современном строительном рынке можно найти массу различных радиаторов отопления. Они могут быть стальными, алюминиевыми или биметаллическими. Самой старой разновидностью отопительных приборов считаются чугунные радиаторы отопления. Эксперты утверждают, что такие устройства не потеряли своей популярности и по сей день.
Сколько весит одна секция
Для многих строителей термин «чугунная батарея» отопления ассоциируется с тяжеловесной конструкцией. И действительно, на строительном рынке можно найти огромное количество рассматриваемых отопительных приборов, причём их масса варьируется в достаточно широком диапазоне. Как утверждают эксперты, секция радиатора отопления, которая использовалась ещё во времена Советского Союза, имеет массу чуть более 7 килограммов. Если в эту ёмкость залить воду, то вес секции увеличится до 8,6 килограммов.
В то время стандартный радиатор отопления состоял из 6 секций, а это значит, что вес каждой из батарей без воды находился в пределах 43 килограммов. Если взять во внимание, что тепловая мощность каждой из отдельно взятых секций находится в пределах 170 ватт, то на помещение общей площадью в 20м2 понадобится два таких радиатора.
Современные аналоги отопительных приборов из чугуна имеют гораздо меньшую массу, чем батареи, которые использовались во времена СССР. К примеру, вес отдельно взятой секции чешского отопительного прибора составляет 3,8 килограмма. В такую ёмкость входит 800 миллилитров воды, что повышает массу до 4,6 килограммов.
Если взять во внимание тепловую эффективность каждой из секций в пределах 140 ватт, то на комнату с полезной площадью в 20 квадратных метров понадобится 14 таких секций. При детальных подсчётах можно легко определить, что вес подобного устройства на 40% меньше от массы советского аналога.
Стоит ли менять чугунные батареи на биметаллические
К вопросу замены чугунных батарей на биметаллические аналоги следует подойти с особой серьёзностью. Дело в том, что первые отопительные приборы имеют множество полезных характеристик:
- Продолжительный период эксплуатации — не менее 50 лет;
- Стойкость к коррозии;
- Возможность нагрева воздуха в помещениях при минимальной температуре теплоносителя в пределах 55 градусов;
- Высокая тепловая инерция.
Как мы видим, чугунные радиаторы отопления, несмотря на их значительную массу и непрезентабельный внешний вид, прекрасно выполняют свои функции. Люди, которые меняют батареи из чугуна на биметаллические обогревательные приборы, преследуют цели замаскировать батареи в общей обстановке.
Второй причиной смены радиаторов считается автоматизация процесса отопления, очистка системы от загрязнений. Следует заметить, что в процессе эксплуатации чугунные батареи забиваются грязью, что приводит к неравномерному прогреву.
Какие батареи лучше — чугунные или алюминиевые
Чугунные батареи отопления не нуждаются в представлении, чего не скажешь об отопительных приборах, сделанных из алюминия. Для определения, какой из указанных видов устройств лучше, опишем преимущества и недостатки каждого из них.
К достоинствам чугунных батарей относятся:
- Устойчивость материала к воздействию коррозии. Как утверждают эксперты, чугун не боится абразивных веществ, таких как песок и другой мусор. Также он не разрушается под воздействием кислот;
- Подобные устройства отличаются невысокой стоимостью, имеют большую тепловую отдачу;
- Такие изделия могут прослужить до 50 лет.
Несмотря на значительное количество преимуществ у описываемых устройств есть и минусы. Основные недостатки отопительных приборов из чугуна:
- Возможность получения гидроудара и нарушения работы системы;
- Недостаточные показатели теплопроводности материала;
- Некрасивый внешний вид, хотя современные аналоги очень привлекательные, но цена их высока.
На сегодняшний день алюминиевые радиаторы отопления пользуются значительной популярностью среди потребителей. Они имеют небольшие габариты и массу по сравнению с аналогами. При использовании алюминиевых радиаторов появляется возможность автоматического управления отоплением.
К недостаткам описываемых приборов относится низкая устойчивость к коррозии, ограниченная прочность изделий. Срок службы таких устройств будет зависеть от степени очистки теплоносителя. Оптимальный уровень кислотности должен находиться в пределах от 7 до 8 pH.
Однозначного ответа на вопрос, какие батареи лучше, нет. Здесь каждый выбирает в соответствии с личными предпочтениями. В последнее время всё больше пользователей склоняется к алюминиевым радиаторам, ведь такие устройства гораздо легче и компактнее аналогов.
При использовании подобных устройств появляется возможность автоматизированного управления отоплением. В то же время, чугунные батареи имеют продолжительный срок эксплуатации, меньше страдают от некачественного теплоносителя, не боятся коррозии.
Как промыть в домашних условиях
В загородных домах отопительная система часто теряет свою эффективность. Происходит это через плохую теплоотдачу, а также в результате оседания мусора на стенках батарей. Нагретый до высокой температуры теплоноситель воздействует на внутреннюю часть радиаторов, здесь оседает накипь и ржавчина. Наличие засоров приводит к некачественному обогреву здания.
Основными причинами для промывки батарей считаются:
- Неравномерный прогрев радиатора по всей плоскости, когда верхняя часть секций будет горячей, но низ ёмкости остаётся холодным;
- Разогрев отопительной системы до необходимой температуры происходит дольше обычного;
- Увеличение расхода топлива.
Для самостоятельной промывки отопительных приборов, алюминиевых или чугунных радиаторов, нужно слить воду и открутить радиатор от системы. Устранение засоров или промывка происходит с участием чистой воды с добавкой уксусной кислоты, специальных чистящих средств или каустической соды.
Работу желательно проводить в ванной, чтоб предотвратить выливание жидкости на пол. При этом в сливное отверстие ванной устанавливают сеточку для отбора крупных загрязнений. Предотвратить повреждение покрытия ёмкости помогут заранее уложенные тряпки.
На начальной стадии работ в чугунных радиаторах выверчивают все заглушки, в полученные отверстия заливают подогретую до кипения воду. Далее протряхивают отопительный прибор и сливают жидкость с частицами мусора.
В следующий раз в радиатор заливают воду с выбранным чистящим средством. После этого закрывают все заглушки, стучат по прибору деревянным молотком, встряхивают и выливают воду. Подобные операции проводятся до тех пор, пока из отверстий не потечёт чистая жидкость.
Тэн для чугунной батареи
Тэн, вмонтированный в чугунную батарею, позволяет прогреть помещение, когда нет возможности запустить отопительную систему обычным способом. Сам тэн – это ни что иное, как металлическая труба с запаянной в средине спиралью. При установке обогревающего элемента в чугунный радиатор можно достичь оптимальных температурных показателей в небольшом по площади помещении: гараже, кухни, теплице или любой другой хозяйственной постройке.
Основные достоинства электрических тэнов:
- Возможность установки в батарею, сделанную из чугуна и других материалов;
- Автоматическое регулирование температуры нагрева воды;
- Использование обогревателя в качестве основного источника тепла;
- Простота установки.
Монтаж описанного устройства может выполнить каждый. В комплектацию тэнов входят механизмы регулирования температуры, средства защиты от перегрузки. Обогреватель достаточно установить в гнездо радиатора и подключить к источнику электроэнергии. Перед работой тэна отопительную систему нужно полностью заполнить водой или другим видом теплоносителя.
Обогреватель в радиаторе должен находиться в горизонтальном положении. Обычно он работает в двух режимах. Если устройство используется в системе в качестве основного источника нагрева, то помещение будет прогреваться до установленной температуры, причём специальный термостат будет поддерживать температурные показатели на заданных параметрах.
Если тэн используется на даче или во вспомогательном помещении, то основной задачей обогревателя будет считаться минимальный прогрев системы для защиты от промерзания. При этом устройство выставляют на минимальную мощность.
Срок службы
Первые упоминания о чугунной батарее датированы 1857 годом, когда известный в России инженер Франц Сангалли изготовил из отрезка трубы первый чугунный радиатор. Особенностью его изобретения были выступающие рёбра, которые использовались для отвода накопившегося тепла. Спустя некоторое время внешность чугунного радиатора поменялась, он приобрёл вид гармошки.
Длительное время отопительные приборы из чугуна были основными в гражданских и промышленных зданиях России. Одним из достоинств радиаторов из чугуна считается продолжительный срок службы. По мнению экспертов, такая батарея может эксплуатироваться и 50 лет, но для этого необходимо проведение периодического технического обслуживания системы. Оно заключается в промывке секций, замене прокладок между блоками.
Сколько стоит
Стоимость чугунных радиаторов будет зависеть от габаритных размеров изделия, производителя и марки. Самой старой моделью отечественного производства считается МС 140. Отдельно взятая секция такой батареи стоит в среднем 340 рублей за штуку, цена зависит от наценки перекупщиков и региона.
Также на отечественный рынок поступают чугунные батареи зарубежных производителей (Италия, Чехия, Испания, Турция). Такие приборы отличаются от отечественных по разным показателям. Например, ёмкость секции чешской батареи Тermo почти в два раза меньше – 800 миллилитров, в то время как в отечественную МС 140 вмещается 1,4 литра воды.
Цена одной секции зарубежных чугунных радиаторов в рублях следующая:
- Марка Кiran 92/500 – от 335 рублей;
- Производитель Viadrus termo 500/95 – не менее 450 рублей;
- Фирма Nostalgia (retro) 500/180 – от 2120 рублей;
- Марка Demrad 350 – не менее 400 рублей за секцию.
Как покрасить
Если нет возможности поменять старые батареи из чугуна на более современные отопительные приборы, многие перекрашивают радиаторы в желаемый цвет. Весь процесс покрасочных работ можно условно поделить на несколько этапов:
- Подбор краски;
- Зачистка поверхности;
- Нанесение краски;
- Сушка изделия.
Для обработки подобных поверхностей рекомендовано использовать алкидные красители, термостойкий лак с добавлением бронзовой или алюминиевой пудры. Кроме этого для подобной работы можно использовать водоэмульсионную краску, в которую можно добавить различные пигменты для получения нужного цвета.
На начальной стадии работ готовят рабочий инструмент, зачищают поверхность отопительных приборов. Это можно сделать при помощи металлической щётки, наждачной бумаги с крупными зёрнами или болгарки, оборудованной специальной насадкой. Для облегчения работ используются специальные растворы, которые помогают разрушить старое покрытие.
На поверхность смывочная жидкость наносится при помощи кисти. После выдерживания определённого времени, указанного на упаковке растворителя, старый слой краски начнёт морщиться и отслаиваться. Покрытие можно удалить небольшим металлическим шпателем. Финишная зачистка батареи осуществляется при помощи щётки по металлу.
На следующем этапе работ радиатор тщательно зачищают наждачной бумагой и грунтуют, что будет способствовать лучшему закреплению краски. Лучшим видом грунтовки считается марка ГФ021, она подойдёт для любого типа красителя.
Далее происходит нанесение слоя краски при помощи малярной кисти. Состав наносят аккуратно сверху вниз. Для лучшего закрашивания краситель наносится в несколько слоёв. При этом нужно выдержать перерыв между этапами нанесения красящего состава.
Как разобрать
Для разборки чугунных радиаторов нам понадобится следующий инструмент:
- Болгарка;
- Зубило и молоток;
- Трубный ключ необходимого размера;
- Ножовка для резки металла;
- Металлическая щётка.
Демонтаж радиаторов обычно проводится летом, во время отключения отопительной системы. Перед началом работ сливают воду из трубопроводов, отворачивают гайки в местах крепления радиаторов. Если контрольные гайки раскрутить невозможно, то подводящие магистрали обрезаются при помощи болгарки.
Для разборки чугунного радиатора устанавливаем прибор на щит, отворачиваем глухие пробки и выкручиваем резьбу, которая скрепляет отдельные секции радиаторов. Для отворачивания нужных ниппелей определяем длину ключа специальной пометкой мелом.
Во время откручивания батареи, ключ вставляем переменно в каждую из секций. Между ниппелями в верхней и нижней части отопительного прибора нужно соблюдать зазор не более 5 миллиметров. Если не придерживаться этого правила, радиатор может перекоситься, что приведёт к заклиниванию резьбы.
При разборке старых батарей с прикипевшей резьбой, места крепления секций обрабатывают паяльной лампой или автогеном. В дальнейшем в места стыковки вставляют ключ и проворачивают ниппель на пол-оборота. Подобным образом выкручиваются прикипевшие футорки и пробки.
Иногда коррозия повреждает ниппель настолько, что его нельзя провернуть ключом. В данном случае места стыковки секций разрезают болгаркой или ножовкой по металлу. Оставшиеся ниппеля разогревают и выворачивают, очищают резьбу щёткой по металлу.