Основная задача шагающих в ногу со временем строительных компаний сводится к созданию максимально комфортного жилья с минимальными финансовыми затратами. Как правило, возводятся высокие многофункциональные здания. В связи с этим современные тенденции требуют увеличения энергетической эффективности зданий. Для решения подобных задач можно прибегнуть как к уменьшению потребления ресурсов, так и к повышению отдачи потраченной энергии. Значительную помощь в достижении поставленных целей оказывает динамичный постоянно развивающийся рынок теплоизоляционных материалов, освоение альтернативных источников более дешевой энергии, применение энергоэффективного оборудования. Благодаря этому в последнее время возрос спрос на мультизональные системы кондиционирования, значительно расширилась сфера их эксплуатации.
Мультизональная система – один из наиболее оптимальных вариантов организации кондиционирования одновременно нескольких помещений. Внутренние блоки, число которых может исчисляться десятками, через единую трубопроводную систему соединяются с внешним блоком, размещенным в подвале либо на крыше.
Внутренние блоки могут быть различных типов – настенные, кассетные, потолочные, канальные, их мощность определяется потребностями пользователей. Каждое из помещений получает отдельную систему для создания микроклимата.
Родителем первых фреоно-воздушных систем считается Япония, где в 1982 году корпорация Daikin запатентовала устройство под названием Variable Refregerant Volume (VRV). На сегодняшний день существует немало компаний, специализирующихся на выпуске систем, способных изменять объем хладагента и перераспределять его между блоками, однако регистрация аббревиатуры вынуждает производить оборудование с иным названием.
Мультизональные системы кондиционирования выпускают Mitsubishi Heavy Industries (КХ), McQuay (MDS), ), Fujitsu General (VRF), Midea (MDV), Sanyo (Eco-Multi), Toshiba (MMS), Haier (MRV), Mitsubishi Electric (City Multi), LG (MPS), GREE (GMV) и т.д. У нас оборудование подобного класса принято именовать «мультизональной системой», «VRF-системой» или «системой с переменным расходованием хладагента». Изначально их воспринимали как своего рода продолжение мультисплит-системы, но сейчас данные системы принято считать самостоятельным крупным классом систем кондиционирования.
Устройство системы
Системы мультизонального класса от ведущих производителей в виде одного внешнего блока способны выполнять поддержку одновременно 48 внутренних блоков. Кроме этого до 4 внешних блоков может быть объединено в одну систему с единым управлением. Внутренние блоки настенных, напольно-потолочных, канальных, кассетных систем идентичны внутренним блокам VRF, их мощность может колебаться в пределах 2-20 кВт и определяется индивидуальными потребностями для каждого из кондиционируемых помещений.
Движение хладагента осуществляется по 2-3 центральным трубам, одна из которых предназначена для его подачи к внешнему блоку. При двухтрубной системе внутренние блоки могут одновременно производить нагрев или охлаждение. В этом случае хладагент из внешнего блока подается во внутренний в виде жидкости (при работе на холод) или в виде газа (при работе на отопление).
Трехтрубная система обеспечивает подачу хладагента в любом из состояний, тем самым позволяя внутренним блокам работать независимо и выполнять одновременно обогрев и охлаждение разных помещений. Система управления выполняет постоянный мониторинг температуры в помещениях, сравнивая ее с заданной.
В зависимости от вида отклонений происходит подключение внутренних блоков ко второй или третьей трубам с хладагентом. В целом, за управление системой отвечает микропроцессор, который в автоматическом режиме распределяет мощность на каждом из участков. При этом каждым внутренним блоком можно управлять не только в автоматическом режиме, но и принудительно с помощью пользовательского пульта.
Для обеспечения стабильной работы мультизональной системы оптимальным считается, если внешний и внутренний блоки изготовлены одним производителем. В случае несоблюдения данного требования могут наблюдаться конфликты из-за сбоев в работе микропроцессорной части.
Возможности
Ранее проблемы создания и управления микроклиматических условий в крупных зданиях решали с помощью центрального кондиционера. Основное преимущество мультизональных систем перед системой чиллер-фанкойлы состоят в меньшем расходовании электроэнергии, к тому же за счет уменьшенных размеров внутренних блоков в значительной степени упрощена работа проектировщиков.
Главный показатель, по которым чиллер-фэнкойлы превосходят VRF – это более низкая первоначальная стоимость и отсутствие ограничений по длине трубопровода. Если первым показателем можно пренебречь ввиду экономности оборудования и низким эксплуатационным расходам, то длина трубопровода в пределах 100-150 м считается огромным недостатком.
С увеличением длины значительно снижается производительность мультизональной системы, поэтому оборудование VRF считается пригодным для кондиционирования только малых и средних зданий.
Кроме стандартного охлаждения и нагрева воздуха мультизональная система способна снижать уровень влажности, в большинстве случаев работа выполняется в автономном программируемом режиме, возможно проведение самодиагностики и аварийного отключения.
Система управления позволяет манипулировать работой через компьютер либо корректировать работу системы путем принудительного вмешательства с помощью индивидуальных пультов управления. Стандартная мультизональная система способна работать при температуре внешнего воздуха не ниже -200 С, но существуют и специальные установки, для которых не страшна даже цифра в -350 С.
Одно из основных очевидных преимуществ мультизональных систем состоит в возможности безболезненного интегрирования оборудования в общую систему интеллектуального управления домом. В многофункциональных зданиях необходимо создавать разный микроклимат в помещениях, а с этой задачей вполне способна справиться современная мультизональная система кондиционирования. Именно поэтому данные системы можно без преувеличения считать высочайшим достижением современной климатической техники, с высоким уровнем энергетической эффективности, надежности, безопасности и максимальной степенью комфорта.