Газовый котел даже самой простой конструкции работает на отменно, только если компоненты действуют слаженно. Когда оборудование настроено и отлажено, то и результат всегда идеальный, в доме тепло, а оборудование не требует постоянного внимания жильцов. Однако любое устройство со временем тратит ресурс прочности и надежности, потому требуется обслуживание газовых котлов с полной проверкой работоспособности узлов агрегата, чисткой, наладкой и т.д.
Нельзя доверять обслуживание газового оборудования не специалисту. Первая и самая главная причина – это сохранение гарантии на котельное оборудование. Гарантийные обязательства завод изготовитель согласен соблюдать, только если установку и обслуживание котельного оборудования будет проводить один из сервисных центров с соответствующей лицензией и разрешением на проведения монтажных и эксплуатационных мероприятий.
Основное преимущество договора на обслуживание в лицензированном сервисном центре – это гарантия качества выполняемых работ и снижение эксплуатационных затрат за период работы котла. Работники сервиса проходят курс обучения у производителей и снабжаются всем необходимым диагностическим и ремонтным оборудованием. Это значит, что визиты сервисных работников не будут затягиваться, а котел будет всегда в отличном состоянии.
Поломки в газовом котле могут быть по причине брака, который не был обнаружен в ходе стандартной процедуры тестирования на производстве или вследствие неправильной эксплуатации, отсутствия должного ухода, когда накопившиеся проблемы приводят в поломке. Гарантийное и пост гарантийное обслуживание предохраняют от обеих проблем, а дом на долгие годы обеспечен качественным обогревом.
Перечень работ
Чтобы понять, что именно следует чистить, проверять и настраивать в котле, с какой периодичностью, достаточно заглянуть в инструкцию и техническую документацию, в обязательном порядке прилагаемую к котлу при его приобретении. В этих документах указан полный список узлов и элементов, задействованных в оборудовании, требования к обслуживанию и частота, с которой следует проверять состояние, выполнять сервис и обновлять настройки при необходимости.
Работы условно делятся на три группы:
- Регулярные работы, проводимые перед началом отопительного сезона и после него, подготавливая котел к летнему бездействию.
- Капитальное сервисное обслуживание. Работы, проводимые раз в несколько лет и направленные на обслуживание элементов с заложенным изначально большим сроком работы (промывка теплообменника, замена сальников и клапанов, ТО вентиляторов и т.п.).
- Ремонт в случае поломки. Порядок действий и обязательных работ при возникновении внештатной ситуации, поломки или последствий воздействия внешних факторов.
Регламент сезонного обслуживания
Перед началом сезона отопления котел следует привести в надлежащий рабочий вид, проверить работу датчиков, отвечающих за безопасность. Только после этого котел включается для эксплуатации.
Если производителем допускается проведение регламентных работ только один раз в году перед запуском, то помимо пуско-наладочных работ проводится чистка основных элементов котла за исключением промывки теплообменника и полной переборки узлов управления. Если же ТО (техническое обслуживание) проводится и после сезона, то чистка отводится именно на этот этап.
Необходимый список работ:
- Общий осмотр, удаление грязи с внутренних и внешних поверхностей.
- Чистка фильтров (воздушных, газовых, грубой очистки для воды).
- Чистка и проверка горелки.
- Чистка огневого участка камеры сгорания.
- Проверка герметичности внутренних газовых каналов.
- Проверка электродов зажигания (пьезоэлемента и горелки).
- Тест и диагностика электронного блока управления.
- Тест и диагностика датчиков и автоматики отвечающей за безопасность.
- Регулировка параметров котла, настройка горения. Процесс сопровождается анализом отходящих газов. По составу и концентрации мастер судит о точности настройки котла.
- Проверка состояния отсечного клапана.
- Проверка подающего газопровода на участке от магистрали до газового оборудования.
- Проверка и настройка давления в расширительном баке.
Капитальный ремонт
Помимо регламентных работ, проводимых каждый сезон, при капитальном ремонте газового котла выполняется замена элементов с ограниченным сроком гарантийной эксплуатации, чистка внутренней поверхности теплообменника, знамена сальников и клапанов. Главная задача заменить элементы, которые не подпадают под обслуживание в ходе регламентных работ, но все же имеют срок службы.
В случае поломки
В чрезвычайной ситуации, когда поломка произошла в ходе эксплуатации, очень важно как можно скорее среагировать на проблему и вернуть котел в рабочее состояние. Поломки если и появляются, то как раз в сезон отопления, например, если котел работает продолжительное время на максимальной мощности в самый холодный период года. В это время найти специалиста для быстрого ремонта предельно сложно, зато с договором на сервисное обслуживание все, что нужно, это оставить заявку, чтобы ремонтная бригада в краткий срок уже прибыла для устранения неполадки. Так как в сервисном центре ведется учет котлов, то к заказчику уже прибывает специалист с набором необходимых инструментов и запасных частей для конкретной модели газового котла.
Как часто
В обязательном порядке регламентные работы выполняются перед отопительным сезоном, чтобы проверить работоспособность котла и его элементов, при необходимости почистить и настроить. В руководстве ко многим импортным котлам также указывается порядок действий для консервации оборудования в межсезонье, чтобы устранить риск коррозии материалов сэкономить ресурс ключевых компонентов.
Сроки капитального сервисного обслуживания устанавливаются производителем, притом отдельно для каждого модельного ряда. Часто промывка теплообменника назначается на каждый четвертый-пятый год эксплуатации. Однако сервисный центр, в котором подписан договор на обслуживание, может изменить сроки, например, исходя из фактических особенностей используемого теплоносителя или газа.
Выбор сервисной организации
Для производителя котлов накладно в каждом регионе страны открывать фирменный сервисный центр. Вместо этого имеющиеся фирмы технического обслуживания получают лицензию на проведения необходимых работ с оборудованием, установленным в зоне ответственности сервисного центра. Лицензирование предполагает наличие сертификата на выполнение определенного спектра работ, полный доступ к технической документации на продукцию компании производителя, возможность получать новые компоненты котлов для гарантийной замены.
Собственно озвученная информация определяет выбор сервисного центра, в котором стоит заключить договор на обслуживание газового котла:
- Он должен располагаться в том же регионе или городе, где и дом с установленным котлом, чтобы сократить время реагирования сервисных служащих.
- Центр обязательно должен иметь сертификацию производителя котла.
- Наличие договора, в котором четко прописываются обязанности и права сторон с указанием всех необходимых работ, выполняемых сервисным центром в отношении конкретной модели котла.
Список сертифицированных сервисных центров доступен на сайте производителя, и с ним может ознакомиться любой посетитель. Это лучший вариант проверить соответствующие разрешения и сертификаты у местного сервисного центра.
Средняя стоимость
Сервисные центры обычно предоставляют следующие варианты сотрудничества:
- Разовый выезд для осмотра и ремонта котла, диагностика.
- Разовое ТО оборудования во время первого запуска или перед началом отопительного сезона.
- Годовое сервисное обслуживание, включающее в себя подготовку к отопительному сезону, опционально плановые выезды для осмотра и диагностики, а также предоплаченный выезд в случае поломки.
В стоимость работ каждого вида входит оплата сотруднику, плата сервисному центру, а также накладные расходы. Если первые два аспекта примерно одинаковы по регионам и зависят от модели котла, его мощности и производителей, то накладные расходы часто существенно разнятся. Это зависит от расстояния между сервисным центром и клиентом, условий работы, количества специалистов в центре и многих других факторов, что привносит большой разбег между ценниками различных сервисных компаний.
В таблице приведены средние расценки на различные виды работ в зависимости от мощности газового котла отопления.
Наименование работ | Мощность котла | ||
до 20 кВт | до 40 кВт | до 100 кВт | |
Разовый выезд, диагностика и ремонт, если устранить неисправность можно на месте | 3000-5500 | 3000-5500 | 3000-5500 |
Разовое ТО, регламентные работы перед отопительным сезоном | 4000-6000 | 4500-6000 | 5000-7500 |
Годовое сервисное обслуживание | 4500-7500 | 6500-9000 | 12000-16000 |
В основном в таблице учитывается обслуживание импортных газовых котлов отопления сервисными центрами с наличием соответствующего сертификата от производителей. Отечественные котлы, как в приобретении, так и в обслуживании, обходятся дешевле запчасти проще найти и заменить. Однако основная их особенность в простоте и неприхотливости, так что комфортного обогрева или обширной функциональности от них не приходится ждать, собственно как и беспроблемной службы.